Как работают социальные карты и кто сможет их оформить?

Национальное агентство социальной защиты Узбекистана запустило выдачу социальных карт в Ташкенте и Янгиюльском районе Ташкентской области. Pulbek.uz рассказывает, для чего предназначены соцкарты, кто может их получить и какие льготы они предоставляют.
Функции социальных карт
Социальные карты работают на базе системы «Социальная карта» (Baraka), разработанной совместно с компанией Oxinus Holding Ltd из ОАЭ. Они выполняют роль платёжного средства, а их финансовыми агентами выступают Народный банк и «Алокабанк».
На первом этапе карты БЕСПЛАТНО предоставляются гражданам, получающим один из девяти видов социальных выплат:
- пособие по возрасту;
- пособие по инвалидности;
- материальная помощь одиноким престарелым и людям с инвалидностью;
- детские пособия малообеспеченным семьям;
- материальная помощь малообеспеченным семьям;
- пособие по инвалидности детям до 18 лет;
- пособие матерям, ухаживающим за детьми с инвалидностью;
- пособие по случаю потери кормильца;
- ваучер на покупку протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации.
С 1 февраля 2025 года на соцкарту будет поступать компенсация части расходов (до 30% БРВ или 112 500 сумов) на покупку устройств для реабилитации лиц с инвалидностью.
Использовать карту для оплаты алкогольной и табачной продукции (за исключением пенсий) будет запрещено.
С 1 апреля социальные карты начнут использоваться для выплат пособий по беременности и родам, а также единовременной помощи из фондов «Саховат ва кумак», «Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари». Помимо этого, карта будет выполнять функции транспортного билета: для льготных категорий граждан предусмотрен бесплатный проезд, для остальных — стандартный тариф.
В дальнейшем соцкарта также будет использоваться для:
- приобретения льготных билетов на самолёты и поезда;
- получения бесплатных государственных социальных услуг;
- медицинской, социальной и профессиональной реабилитации (для людей с инвалидностью);
- оформления льготной ипотеки или социального жилья (для людей с инвалидностью);
- покупки лекарств по сниженным ценам или бесплатно (для людей с инвалидностью);
- получения юридической помощи;
- посещения объектов культурного наследия.
К началу 2027 года планируется перевести все социальные выплаты на соцкарты.
Кто может получить социальную карту?
Бесплатно оформить социальную карту могут:
- семьи (лица), включённые в Реестр малообеспеченных семей;
- семьи, признанные малообеспеченными в Едином реестре соцзащиты;
- многодетные семьи;
- люди с инвалидностью;
- одинокие пожилые граждане, нуждающиеся в уходе;
- лица, ухаживающие за людьми, нуждающимися в постороннем уходе;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- опекуны (попечители), приёмные родители;
- недееспособные лица и лица с ограниченной дееспособностью;
- законные представители недееспособных и ограниченно дееспособных лиц;
- пенсионеры;
- студенты и учащиеся, получающие бюджетные стипендии;
- лица, имеющие право на бесплатный проезд в общественном транспорте (кроме такси).
Заявка на получение карты рассматривается в течение трёх рабочих дней. Для граждан, нуждающихся в постороннем уходе, предусмотрена доставка на дом в течение 15 дней. С 1 июля начнётся поэтапная выдача карт во всех регионах Узбекистана.
Где оформить социальную карту?
На пилотном этапе заявки принимаются через центры «Инсон». Адреса центра можно посмотреть ЗДЕСЬ
В дальнейшем оформить соцкарту можно будет через ЕПИГУ, мобильное приложение «Социальная карта», а также в отделениях Народного банка и «Алокабанка».
В постановлении Кабинета министров от 27 декабря 2024 года также предусмотрена возможность оформления социальных карт для других категорий граждан. Электронная версия карты будет выдаваться бесплатно, а пластиковая — за сумму до 10% БРВ (37 500 сумов).

Ранее Pulbek.uz сообщал, что Центробанк временно ограничил выдачу банковских карт до 20 на одного человека.